Уйдут ли с нашего рынка вслед за биг-маками и кока-колой табачные марки, принадлежащие мульти-националам?
— Есть политические заявления, а есть реальная жизнь, – заявил в интервью прессе председатель Никотинового альянса Андрей Лоскутов. – Из «большой четверки» продолжают работать четыре компании. Imperial Brands (Davidoff, West, Jade, P&S) заявляла, что могут быть проблемы с сырьем.
Группа «БАТ» (British American Tobacco, марки Dunhill, Kent, Lucky Strike, Pall Mall, Rothmans и устройства нагревания табака glo) приостановила по вполне понятным техническим причинам инвестиции, но не производство и дистрибуцию. И начала процесс реструктуризации российского подразделения и передачи активов другому собственнику. Производство и продажа сигарет будут продолжаться без перебоев и после передачи новому собственнику.
Philip Morris (Parliament, Marlboro, Chesterfield, L&M, Next и устройства нагревания табака iqos) и Japan Tobacco International (Winston, Camel, LD, Glamour, Sobranie), также пока временно приостанавливают инвестиции, но продолжают работать.
Возможны ли сбои? Возможны, в первую очередь связанные с логистикой сырья и комплектующих, т.к. табак идет из-за рубежа, а мы, увы, потеряли наше табаководство, заигравшись в антитабачные игры.
Возможны проблемы с теми сигаретами, которые Россия импортирует из Германии, Армении, но это незначительная часть рынка.
Где мы можем ждать большие проблемы — так это в росте нелегального рынка: серый бизнес всегда выстреливает в период кризисов. И здесь очень важна позиция государства. Мы ждем принятия законопроекта, подготовленного Минфином России, предусматривающего усиление госконтроля над производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для ее производства. Мы также поддерживаем введение уголовной ответственности за незаконное перемещение табака через госграницу. И последнее – ценно предложение Счетной палаты и руководства Совета Федерации по перераспредению части доходов от табачных акцизов в региональные бюджеты.